Комитет Госдумы РФ по бюджету и налогам рекомендовал принять во втором чтении пакет законопроектов о завершении «налогового маневра» в нефтегазовой отрасли. Маневр предполагает постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть к 2024 году при одновременном повышении НДПИ.
Законопроекты были внесены правительством в нижнюю палату парламента 22 июня и приняты в I чтении 5 июля.
Ко второму чтению в законопроект были внесены поправки, согласно которым правительство сможет вводить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты в случае форс-мажора, связанного с ростом мировых цен на нефть более чем на 15% за месяц. Ранее предлагалось вводить пошлины при росте цен на нефть на 20% за месяц.
Кроме того, согласно поправкам правительства РФ, логистические коэффициенты для НПЗ планируется ввести в диапазоне от 1,05 до 1,5, а не как предполагалось ранее — от 1,0 до 1,6. Данные коэффициенты были призваны сгладить неравные условия доступа к рынкам сбыта и логистические различия в зависимости от географического положения НПЗ.
«Сейчас в РФ действует такая система таможенно-тарифного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов, при которой бюджет недополучает достаточно большие суммы за счет выделения различного рода скрытых субсидий», — сообщил замминистра финансов РФ Илья Трунин, представляя законопроекты в Госдуме. Он добавил, что такое возникает во многом из-за разницы в ставках экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Размер поддержки составляет при цене нефти $40 за баррель порядка 1,1 трлн рублей в год.
Предлагается постепенное снижение с 30% до 0% от цены нефти ставку вывозной таможенной пошлины на нефть в течение шести лет, начиная с 1 января 2019 года. В 2019 году предельные ставки пошлины предлагается умножать на коэффициент 0,833, в 2020 году — 0,667, в 2021 году — 0,5, в 2022 году — 0,333, в 2023 году — 0,167, в 2024 году – 0, когда экспортная пошлина на нефть в России будет отменена.
Одновременно предусматривается равномерное повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти и газового конденсата на величину снижения с 30% до 0% от цены нефти ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты в течение шести лет.
Еще один законопроект вводит механизм получения компаниями по переработке нефтяного сырья (НПЗ) свидетельств о регистрации в налоговых органах.
- Один из критериев выдачи свидетельства — включение компании в антироссийские санкционные списки.
- Компания может получить свидетельство, если в течение хотя бы одного из трех налоговых периодов, предшествующих подаче заявления, она продавала на территории РФ бензин пятого класса или передавала произведенный ею прямогонный бензин на переработку и объем реализации за три налоговых периода в совокупности превысил 5 тыс. тонн.
- Еще одно условие выдачи свидетельства — если компания до 1 июня 2019 года заключила с Минэнерго соглашение о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей.
Законопроектом предусматривается установление вычетов по акцизам для организаций, получивших свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья. Вычеты формируются с учетом объемов произведенного бензина пятого класса и дизельного топлива, уровня цены на нефть на мировых рынках, а также уровня средних оптовых цен реализации бензина класса 5 и дизельного топлива на территории РФ и цен экспортной альтернативы на нефтепродукты.
В случае принятия законопроекта доходы федерального бюджета РФ в течение шести лет по НДПИ при добычи нефти и газового конденсата составят 10,8 трлн рублей. При этом выпадающие доходы федерального бюджета за тот же период, в том числе по вычетам по акцизам на нефтепродукты, предоставление средств, направленных на модернизацию нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), а также на поддержку НПЗ, подпадающих под действие санкций, введенных иностранными государствами, составят 3,4 трлн рублей.
Завершение налогового маневра, по расчетам Минфина РФ, позволит мобилизовать на ближайший 6-летний период в федеральный бюджет порядка 1,1 трлн рублей базовых доходов.
1 комментарий на “Комитет Думы рекомендовал принять законопроекты о «налоговом маневре» во II чтении”